Как же птицы находят
дорогу к зимовкам, а затем и назад, в свои родные места?
Вопросы ориентации
перелетных птиц издавна привлекали внимание ученых: строились различные
гипотезы, теории, предположения.
Некоторые ученые
считали, что птицы определяют направление своего полета по видимым наземным
ориентирам, например по экологическим руслам. Особенно показательны в этом
отношении долины рек, протянувшиеся в меридиональном направлении. Такую же
роль при перелетах могут играть и линии морского берега, цепи озер на материке
или островов в море, горные ущелья.
Другие исследователи
предполагали, что ориентация птиц связана с магнитным полем земли. Иногда в
шутку задают вопрос: есть ли у птиц компас? Американский физик В. Егли отвечает
на него утвердительно. Он проделал множество опытов над голубями и пришел к
выводу, что i обладают особым «магнитным
чувством», которое позволь им ориентироваться в магнитном поле земли. Но
многие ученые с ним не согласились, считая, что действие земного магнетизма на
птиц еще не доказано. Зато с большим основанием можно утверждать, что птицам
присуща «чувствительность» к некоторым видам технического (промышленного)
магнетизма. Есть много наблюдений, показывающих, что голуби теряют способность
ориентироваться в зоне действия мощных электростанций и начинают двигаться к
источнику излучения.
В свое время получила
распространение гипотеза о влиянии на ориентацию птиц сил Кориолиса. Вы
обратили внимание, что русла рек Оби и Лены загибаются вправо, а Амазонки —
влево? Почему? Дело в том, что любое тело, движущееся по касательной к земной
поверхности, в результате вращения земли силой инерции отклоняется вправо в
южном полушарии и влево в северном. Это отклонение больше у полюсов и меньше у
экватора. А летящая птица? Она ведь тоже будет подчиняться законам планеты, ее
также может относить в сторону влияние сил Кориолиса. Некоторые ученые считают,
что орган равновесия у птиц так чувствителен, что позволяет им инстинктивно
воспринимать разницу действия силы инерции в зависимости от географической
широты местности. Это значит, что птицы располагают органами, восприимчивыми к
центробежной силе земного шара, и знают, где, т. е. на какой широте во время
перелета, необходимо сделать остановку. Однако надо сказать, что все эти
гипотезы, искавшие разгадку способности птиц к ориентации, не подтвердились.
Проводя опыты с
молодыми почтовыми голубями, английский ученый Л. Метьюз установил, что
правильность ориентации птиц зависит от погоды. В ясный солнечный день
отклонения их полета не превышают 41—47°, а при пасмурном небе возрастают до
78—93°. Это натолкнуло исследователя на мысль об ориентации птиц по солнцу.
Метьюз полагает, что голуби широту и долготу места могут определить
инстинктивно, пользуясь своим «зрительным аппаратом» и физиологически присущим
птицам чувством точного времени. «Внутренние часы» позволяют им определять
время да, служат инструментом «птичьей навигации». Птицы запоминают координаты
своей голубятни, а очутившись в незнакомом месте, автоматически определяют разницу
в координатах и также автоматически выбирают нужное им направление.
Вначале многие ученые
отнеслись скептически к такому предположению. В настоящее время гипотеза
солнечной ориентации признана большинством ученых-орнитологов.
Но ведь многие виды
птиц совершают свои перелеты в ночное время, когда нет возможности
ориентироваться по солнцу. Опытами на садовых и черноголовых славках была
показана способность птиц ориентироваться по звездам. Было установлено, что
звездно-суточные ритмы имеют большое значение в навигации животных,
использующих астрономические ориентиры. Птицы, ориентируясь по звездам и луне,
могут избирать и поддерживать в полете определенное направление. Эта
астрономическая гипотеза завоевывает все больше сторонников.
Ученые считают, что
ориентация птиц в полете, инстинктивная способность к определению координат
местности и проложению курса к цели зависят также и от приобретенного опыта, т.
е. возраста птиц. Так, взрослые и молодые скворцы, пойманные на пролетном пути
в Голландии и выпущенные в Швейцарии, вели себя по-разному: взрослые
скорректировали направление, внеся поправку на отклонение, вызванное их завозом,
и полетели на место своих постоянных зимовок в Англию. Молодые птицы держались
постоянного курса и зазимовали во Франции. В последующие годы они сохранили
эту зимовку, изменив путь перелета.
Ученые Дальнего
Востока, исследуя сезонные перелеты, обратили внимание на такой факт. Стаи
ржанок, куличков, белых трясогузок, пеночек, овсянок летят над Беринговым
морем на восток, в сторону американского континента. Возник вопрос, почему же
так далеко от берега, почти в самом центре студеного моря, проходят маршруты
перелета сухопутных птиц. Были даже составлены карты их миграции через море с
отметками мест встреч с ними. Ученый-зоолог В. Г. Воронов заметил, что на карте
места встреч птиц совпадают с линией, обозначающей увеличение глубины — от
Олюторского мыса Камчатки до Бристольского залива у юго-западных берегов
Великобритании. Севернее этой линии начинается относительное мелководье. Если
предположить, что в доледниковый период, во времена плейстоцена, до этих
глубоких мест простиралась суша, и на ее границу наложить пути миграции
пернатых, нельзя не заметить поразительного совпадения: птичьи маршруты пролегают
как раз по древнему берегу. А ведь хорошо известно, что морские побережья
обеспечивают птиц во время пролета кормом и служат хорошим укрытием на случай
непогоды.
Так почему же птицы,
к тому же «сухопутные», отправляются в рискованное путешествие через море,
когда на американский континент можно добраться более безопасным путем — через
Берингов пролив? В. Г. Воронов объясняет это следующим образом. В. настоящее
время существуют две категории птиц, если их рассматривать с точки зрения
миграции на большие расстояния,— «пластичные» и «консервативные». Пластичные
прокладывают маршруты, чутко реагируя на изменения окружающей среды, в том
числе и на катаклизмы береговой суши, а консервативные летят всегда тем путем,
каким летели тысячи лет назад их предки. Почему бы не предположить, отмечает
ученый, существование у этих птиц какого-то механизма или генетического кода,
который и заставляет их лететь по маршруту, проложенному много тысячелетий
назад? А если так, то нетрудно сделать другой вывод: там, где сейчас проходит
маршрут перелета консервативных птиц, когда-то простиралась суша. Воронов
подметил и другую закономерность: консервативные птицы отличаются не только
завидной приверженностью к тем путям, что проложили их древнейшие сородичи, но
и, по-видимому, выдерживают те же сроки перелета.
Гипотеза Воронова о
наследственном закреплении маршрута полетов некоторыми дальневосточными
пернатыми относится не только к «сухопутным» птицам. Дело в том, что на
Сахалине есть морские птицы — кайры, конюги, морянки, которые до сих пор «по
старой памяти» залетают в глубь острова — в Южно-Сахалинскую и Тымь-Поронайскую
долины, где, по некоторым палеонтологическим данным, когда-то простиралась
водная гладь.
Как видим, гипотез
ориентации птиц в пространстве и во времени немало. Но все они требуют более
основательных научных подтверждений.
Может быть, «птичий
компас» будет все-таки со временем найден?